>Главная/Интервью |
ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИСПОЛНИТ СВОЙ ДОЛГ
Интервью вышло в Израильском журнале «Вести»
(политическом приложении «Вести-2»), а также в США «Вести в Америке».
04.2004
Цитата:
На территории Абхазии издревле живут как абхазо-грузины, вроде меня,
так и абхазо-адыги, близкие родичи адыгейцев и кабардинцев, народ
сложной, трагической судьбы. Когда-то он упорно сражался с русскими и
был буквально размозжен; ряд племен исчез с лица земли, иные, так
называемые «махаджиры», были изгнаны. Остаться позволяли только
крещеным, но русским священникам не рекомендовалось давать непокорным
адыгам «свидетельство о благонадежности», и тех, кто не хотел уходить,
крестили грузинские священники.
Лев Вершинин : Информационно-аналитический сайт
Abkhazeti.ru хорошо известен всем, кто так или иначе, по душевной ли
склонности или служебной необходимости интересуется проблемами Южного
Кавказа, одной из самых «болевых» зон сегодняшней геополитики. В отличие
от многих (имя им легион) «этнических» сетевых изданий, забитых, в
лучшем случае, вульгарной «конспирологией», а как правило –
ксенофобскими перебранками, «Абхазети» синтезирует серьезнейшую
аналитику, все чаще реализующуюся в политической практике. А потому я не
мог пренебречь возможностью задать несколько вопросов Давиду Джапаридзе,
создателю и бессменному редактору сайта.
Ходят слухи, что ваш проект - «круглый стол» ведущих политологов
Грузии и России, в неформальной обстановке разрабатывающих новую
концепцию отношений между двумя странами. Разумеется, анонимно. Не
приоткроете завесу?
Да я бы с удовольствием. Только вот беда, никакой завесы нет. Среди
«отцов-основателей», во всяком случае, нет ни профессиональных
политологов, ни вообще сколько-нибудь известных персон. Этот сайт мы
создавали с очень скромной целью: ради установления связи с
земляками-сухумцами, разбросанными по всему миру. Ну и, конечно, ради
того, чтобы донести до этого, в общем-то очень равнодушного мира правду
о том, что происходило и по сей день происходит на нашей Родине. Не
больше. Я вообще никогда не думал, что займусь чем-то, имеющим хотя бы
отдаленную связь с политикой. Увлекался, не поверите, селекцией
субтропических культур, спланировал жизнь на годы вперед. Но война
поставила все с ног на голову.
Но знаменитый «Дарбази», главная изюминка сайта, по общему мнению –
ваша, и только ваша идея?
Опять легенда. Форумов в Сети сотни тысяч, а наш «Дарбази» (это древнее
персидское слово означает, кроме прочего, и «беседа в узком кругу»)
изначально отличался от других разве что тем, что я старался выдерживать
определенную тональность общения. Никогда не блокировал тех гостей, чьи
взгляды противоречили моим, но очень жестко «вычищал» тех, кому не под
силу было соблюдать правила приличия. Однако, как выяснилось, это не
такая уж малость. Сегодня к нам на «Дарбази» регулярно заглядывают самые
разные люди, живущие в разных странах, на разных континентах,
представляющие интересы различных политических кругов и структур. С
какого-то момента нам стало ясно, что на базе наших дискуссий
«обкатываются» и предложения, спустя какое-то время претворяемые в
жизнь.
Ваши публикации проникнуты абсолютной верой в то, что целостность
Грузии рано или поздно будет восстановлена…
Позволю себе поправку. «Вера» - понятие иррациональное, а я привык
полагаться на логику и опыт истории. Грузия ведь и в прошлом не раз
распадалась на отдельные царства. Но не по этническим границам, как,
допустим, средневековая Франция, а по прихоти знати и внешних сил.
Сперва - Рима и Персии. Потом - Византии и исламского мира. Еще позже -
Османской империи и шиитского Ирана. Короче говоря, тогдашних
сверхдержав. Но при всей разнице обычаев и диалектов чувство кровной
общности оставалось всегда. У себя дома человек, хоть князь, хоть
крестьянин, мог ощущать себя мегрелом, сваном, рачинцем, гурийцем, еще
кем-то, но в контактах с внешним миром – только грузином. Возможно,
поэтому и феодальные усобицы были в наших краях редки и менее кровавы,
нежели в других странах Европы. Мало что менялось даже в случаях
отречения от религии предков: мусульмане-аджарцы, например, всегда
стремились воссоединиться с Большой Грузией, и в 1918 году добились-таки
своего.
- Однако в Грузии немало национальных меньшинств, и они, как считают
некоторые эксперты, опасаются ассимиляции.
- Моя Родина, слава Богу, не просто многонациональна, она, можно
сказать, своего рода целый мир. Но при этом мы никогда и никого не
пытались ассимилировать силой. Скажем, евреи, пришедшие к нам еще в дни
Вавилонского плена, сберегли свою веру, свое самосознание, свои имена,
даже не догадываясь, что где-то существует такая мерзость, как погромы и
гетто. Никуда не делись и «наши» армяне, внесшие неоценимый вклад в
культуру Грузии – чего стоит хотя бы Саят-Нова! Был, кстати, интересный
казус в эпоху великой Тамар: по какой-то причине случилась ссора в дни
Пасхи, некий священник, увы, грузин, натравил паству на армян, были
погибшие. И что же? Армянская община обратилась к мудрой царице, и та,
«зело осерчав», сурово наказала подстрекателя, а семьям пострадавших
выплатила пеню (это в XIII-то веке!). Еще теснее связаны мы с осетинами,
некогда - верными вассалами Багратиони, и с греками, осевшими в Колхиде
чуть ли не в эпоху аргонавтов. Грешно забыть и о русской общине. У нас
потоками оседали беглецы, спасавшиеся от российских смут, – и дворяне
лучших кровей, и блестящие царские офицеры, и скрывающие свой сан
священники, и многие-многие другие. Бежав с Родины, в одночасье ставшей
мачехой, все они стали органичной частью нашего народа; некий досужий
статистик вычислил даже, что две трети русских женщин, живущих в Грузии,
замужем за грузинами. Но даже в шутку говорить об их ассимиляции не
стоит, хотя бы из-за исключительно сильного влияния культурного поля
России. Правда, дети от смешанных браков в основном ощущают себя
грузинами, но это, наверное, естественно.
- Откуда же тогда такой ожесточенный сепаратизм?
- Знаете, если понимать сепаратизм как стремление этноса уйти из-под
власти чужака, то «абхазский» вариант сего феномена противоречит
здравому смыслу. На территории Абхазии издревле живут как абхазо-грузины,
вроде меня, так и абхазо-адыги, близкие родичи адыгейцев и кабардинцев,
народ сложной, трагической судьбы. Когда-то он упорно сражался с
русскими и был буквально размозжен; ряд племен исчез с лица земли, иные,
так называемые «махаджиры», были изгнаны. Остаться позволяли только
крещеным, но русским священникам не рекомендовалось давать непокорным
адыгам «свидетельство о благонадежности», и тех, кто не хотел уходить,
крестили грузинские священники. Можно сказать, что благодаря нашей
церкви абхазо-адыги вообще сохранились как народ. О вражде долгое время
и речи не было, больше того, к концу ХХ века 40% семей в Абхазии были
смешанными, а права адыги имели беспрецедентные. Судите сами: на заре
перестройки возникла идея приравнять при выборах местных органов власти
один голос абхазо-адыга к трем грузинским! И грузинское большинство
пошло на этот шаг.
Однако абхазо-адыгская элита (как и чеченская) хотела полной власти. А
не получалось, даже с точки зрения чистой арифметики. К моменту развала
СССР адыгов в республики было лишь 17% от общей численности населения,
и, таким образом, любой законный референдум по статусу Абхазии не
устраивал радикалов, взявших на вооружение лозунг «права народов на
самоопределение». И провозглашать «независимость» нескольких
абхазо-адыгских сел они тоже не желали (точно так же, как «ваш» Арафат
не хочет иметь ограничиваться бесперспективным клочком земли, имеющим
право стать «независимой Палестиной»). Был принят иной вариант решения
вопроса. Окончательный. С благословения ряда не очень дальновидных, но
на тот момент влиятельных политиков России и фактически суверенных
генералов, при активной поддержке северокавказских сепаратистов и
арабов-наемников.
- Арабов?
- А что тут странного? Лидеры нынешнего сухумского режима не верят, что
называется, ни в Бога, ни в черта, но их национализм очень тесно
переплетен с исламизмом, ибо подпитывается, в частности, финансовыми
вливаниями обширной адыгской диаспоры, осевшей в Турции и ряде арабских
стран. Эти люди весьма влиятельны и крайне фанатичны. В конце
позапрошлого и начале прошлого веков именно из их среды вербовались
карательные части турецкой армии, вырезавшие «неверных» Балкан и
Армении. С последних лет СССР началось заселение Сухуми «репатриантами»
с Ближнего Востока. Именно они инструктировали отряды «добровольцев» из
Конфедерации горских народов, позже многие из них засветились в Чечне, а
кое-кто, по данным западной прессы, даже среди талибов. Сегодня церкви в
Абхазии пустеют, люди возвращаются к язычеству, к молениям в священных
рощах. И на таком фоне экспансия радикального ислама проходит
предсказуемо легко. Строятся мечети, открываются медресе, печатаются
карты, на которых весь Северный Кавказ указан, как часть грядущего
халифата. Так что когда в прошлом году Рамадан был объявлен там
государственным праздником, это мало кого удивило.
- Извините, Давид, но уверены ли вы в своей объективности?
- Я беженец. И, естественно, пристрастен. Но вот факты. Как известно,
даже первый наш президент, Звиад Гамсахурдиа, очень непростой человек, с
явным уклоном в шовинизм, не планировал как-либо ущемлять интересы
адыгов. Напротив, именно в его короткую каденцию прозвучала мысль о
возможности преобразования Грузии в федерацию, а то и в конфедерацию.
Война в Абхазии началась уже после Звиада, по инициативе Госсовета,
структуры, мягко говоря, не легитимной - два вора в законе плюс
Шеварднадзе в роли фигового листка. Однако даже эти люди не собирались
ни уничтожать, ни изгонять адыгов. Тем, конечно, досталось, но ничуть не
больше, чем их соседи-грузины. А вот потом, когда отряды Госсовета ушли
из Сухуми, началась резня. Двадцать тысяч замученных, в абсолютном
большинстве - гражданские лица, четверть миллиона беженцев, и в итоге –
«Gruzinenfrei», Абхазия без грузин, точный аналог «Judenfrei», мечты
лидеров Третьего Райха. Пусть даже не сами ополченцы-адыги, а их
чеченские «союзники», зазванные Ардзинба, играли в футбол головами
грузинских младенцев на пляже в Гаграх, но скажите, как это назвать,
если не терроризмом?! И все же, несмотря ни на что, я не хочу и не буду
ставить на одну доску ардзинбовских террористов и абхазский народ.
- Что же сейчас мешает покончить с оккупацией?
- К сожалению, тогда российское руководство поддержало бандитов. Вернее,
поддержали генералы, бывшие в еще не состоявшейся России вне критики.
Ельцин же кряхтел, на многое закрывая глаза, а в итоге возник целый ряд
весьма сложных вопросов. Скажем, почему именно в Абхазии, под крылом
российских военных, прошел, так сказать, боевое крещение некто Шамиль
Басаев? Не в старых ли связях залог его нынешней неуловимости? Во имя
каких выгод незаконные вооруженные группировки, учинившие в Абхазии
геноцид, изгнавшие из республики большинство её коренного населения, до
сих пор в российских СМИ и докладах некоторых влиятельных персон
именуются «абхазской армией»? И не дачи ли, ставшие собственностью ряда
чиновников с большими звездами на погонах, сегодня превратились в камень
преткновения, мешающий решить данную проблему ко всеобщему
удовлетворению?
Ставя подобные вопросы, нужно быть готовым ко всему. Поскольку ответы
хоть и лежат на поверхности, но противоречат готовым схемам, а потому и
злят тех, кто не желает усложнять себе жизнь, излишне умствуя. И все же
от этих вопросов никуда не деться. Избавив себя от соблюдения каких-либо
моральных норм, сотрудничая с бандитами, разделяя убийц на «своих» и
«чужих», политики разных стран и уровней сами создали монстра по имени
Глобальный Терроризм. Отсюда «растут ноги» чеченской проблемы для
России, афганской для США, «палестинской» для Израиля. Больше того,
дурной пример оказался заразительным.
- Вы имеете в виду Панкиси?
В том числе. Вообще практику создания незаконных вооруженных
формирований с целью ловли рыбки в мутной воде, столь любимую некоторыми
экс-политиками России, немедленно переняло руководство других государств
СНГ. В частности, к сожалению, и Грузии. Вот только играя на сложностях
в Панкисском ущелье, Шеварднадзе крупно ошибся. Переоценив свои силы, он
утратил контроль над развитием событий, покатившихся в выгодном только
«бизнесменам от политики» русле. В итоге чеченские боевики получили базы
на территории Грузии, а это, в свою очередь, резко ухудшило отношения
между Москвой и Тбилиси, лишив Эдуарда возможности для маневра. Причем
именно в тот невероятно ответственный момент, когда власть перешла к
Владимиру Путину, логику и прагматику, судя по многим признакам,
готовому строить отношения по новым, взаимовыгодным правилам.
Сейчас многое меняется. Между Саакашвили и Путиным, похоже, складываются
теплые рабочие отношения. Политика интриг уходит в небытие. Оба
президента выстраивают «вертикаль власти», приводят в порядок систему
управления, а поскольку Россия, пожалуй, наиболее заинтересованная в
целостной и дружественной Грузии страна, нетрудно понять: как только из
политической жизни будут выведены, неважно как, «непримиримые»
маргиналы, «новые» Кремль и Крцанисси сумеют достаточно быстро
договориться.
- Есть, однако, и такое мнение, что после «революции роз» Грузия,
напротив, стала камнем преткновения в отношениях между Россией и США. И
следовательно, Москва вряд ли перестанет давить на Тбилиси.
- Не соглашусь. Да, отношения Грузии и России в последние годы
«подморожены», а поскольку маленькая страна, расположенная в очень
сложном регионе, нуждается в сильных союзниках, место «старшего брата»
не могло пустовать. Однако будем реалистами. Ни мы от России на Марс не
улетим, ни Россия от нас. Штаты же совсем не склонны к филантропии, и
вряд ли из-за нас пойдут на серьезный конфликт с Россией. Так что
Грузии, хочет она того или нет, по-прежнему придется балансировать,
играя роль своеобразного мостика между гигантами. И если Кремль поведет
себя прагматично, а я на это крепко надеюсь, то рано или поздно обиды
будут если и не забыты, то прощены. Мы, грузины, отходчивый народ, а то
хорошее, что было в нашем общем прошлом, не так легко забыть. К тому же,
в главном конфликте дня сегодняшнего, борьбе с исламским терроризмом,
США и Россия обречены выступать единым фронтом, и нуждаются в союзниках,
которые не предадут. Я имею в виду небольшие страны, которым по тем или
иным причинам просто некуда отступать. Нашу Грузию, ваш Израиль,
возможно, Армению и Сербию. Союзниками же, у которых нет пути назад,
никто не бросается. Тут никаких эмоций, только голый прагматизм, а при
таком подходе поиск ответа на все спорные вопросы - уже дело техники.
- И жизнь начнется с чистого листа?
- Именно так.
- И воссоединенная Грузия станет «лабораторией» этнической
уживчивости?
- Почему нет? Еще раз повторяю: грузинскому обществу изначально присуща
национальная и религиозная терпимость. Взять хоть меня; в моих жилах
текут четыре крови: грузинская, армянская, греческая и русская, а мой
крестный – абхаз. Если же заглянуть глубже, то первый муж великой Тамар
был русским, второй – осетином, а возглавлял её войска курд. И прадед
Тамар, Давид Строитель, был интернационалистом в самом современном
смысле слова: его жена и личная гвардия были кипчаками, детьми
воинственного полукочевого племени. А среди героев эпической поэмы Шота
Руставели, между прочим, вообще нет грузин. Разве это не доказательство
неких особенностей менталитета, очень ценных даже по современным меркам?
Да и сейчас, в центре Тбилиси, ничуть друг дружке не мешая, стоят
рядышком православная и армянская церкви, синагога и шиитская молельня.
А когда-то там же была еще и мечеть, самая красивая на Кавказе. К
сожалению, коммунисты её безжалостно разрушили в 1948 году. В общем,
наше общество за долгие века накопило бесценный опыт создания, так
сказать, единства на основе множества, когда этносы, не растворяясь, но
равноправно сосуществуя, сознают общую ответственность за общий дом и
общую судьбу.
- Эдакая «политическая ассимиляция»?
- Очень точное определение. Конечно, боль и горечь выветрятся не скоро,
и действовать следует предельно деликатно, на нюансах, максимально
учитывая мнение меньшинств. На мой взгляд, уже сейчас необходимо начать
разработку доктрины наибольшего благоприятствования развитию малых
этносов. И вовсе нет нужды любой ценой изобретать колесо. Нам очень
пригодится опыт других стран, прошедших этот путь раньше нас. Например,
Испании. Или Италии. Хотя у нас самих тоже есть неплохие наработки.
- Не поделитесь?
- Ничего сенсационного. Вкратце: самое широкое самоуправление,
представительство в правительствах автономий всех этнических групп, их
населяющих, участие лидеров всех этносов страны в работе центральных
органов власти. Учитывая сложившуюся кое-где психологию «человека с
ружьем», можно допустить даже преобразование незаконных «армий» в
местную жандармерию. Но формировать ее, разумеется, не по принципу
«одной крови». Кроме того, автономиям следует предоставить максимум
экономической независимости, вплоть до создания свободных экономических
зон по типу китайских, с освобождением мелкого и среднего бизнеса от
налогов лет на пять. А лучше на десять. И самое главное, следует очень
бережно решать вопросы, связанные с этническим самосознанием. Языки
национальных меньшинств в местах их расселения однозначно следует
признать официальными, автономиям дать право иметь свою символику -
гимны, гербы, флаги, квоту представительства в международных институтах,
а при желании и свои спортивные федерации. Выступают же Уэльс и
Шотландия на различных турнирах отдельно от Англии! Такие программы
Тбилиси обязан финансировать, не скупясь. Хотя, думаю, было бы неплохо,
если бы часть расходов взяли на себя заинтересованные страны, ведь
поддержка соотечественников за рубежом – составная часть «народной
дипломатии». Допустим, Россия могла бы обеспечить русские школы
учебниками на русском языке, Армения на армянском, Азербайджан на
азербайджанском…
- Остается лишь удивляться, что новые власти Грузии еще не пригласили
вас претворять теорию в практику. Не обидно?
Ничуть. Если позовут, отказываться, конечно, не стану, но, если честно,
мне хватает и того, что я делаю сейчас. Как говорил адмирал Нельсон
«Пусть каждый исполнит свой долг!». И тогда все у нас получится. Во
всяком случае, очень хочется в это верить.
Скан-копии газеты: 1 2
3 4
|